«Из двух зол выбирать не стоит»: рецензия на спектакль «Последний экзамен»

Наверное, все знакомы с древнегреческой версией пословицы «из двух зол выбирай меньшее», но есть у неё и альтернативный вариант, который придумали чопорные, но честные англичане: «из двух зол выбирать не стоит». И новая постановка альтернативного психологического театра «Аффект» точно соответствует версии британцев: «Последний экзамен» предлагает зрителю взглянуть если не на два зла, то точно не на выверенные позиции добродетели, выбрать из которых что-то — значит заведомо прийти к неприятному итогу. Вилка Мортона* по отношению к человеческим принципам в действии – замечательная постановка Алины Бондарь,  которую точно стоит увидеть.

 «Последний экзамен» — спектакль по известной пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», покорившей сцены множества театров в 80-е годы прошлого столетия. Это откровенная, тяжелая картина нравственного уровня молодого поколения времен начала перестройки, способного на все ради собственного комфортного существования и противостояния ему непоколебимых принципов поколения старшего, не перестроившегося на эгоцентричную философию выживания в современном мире. И то, что сегодня постановка вернулась на театральную сцену, а она вернулась не только в Саратове, не только в альтернативный театр — пьесу ставят и в Москве, и на подмостках Питера, —  вызывает некоторую обеспокоенность. Как так получилось, что история про «потерянное поколение» вновь пользуется спросом, вновь актуальна? Неужели сдвига в сознании людей в лучшую сторону со времени выхода пьесы так и не случилось? Увидев историю «детей» и Елены Сергеевны – школьной учительницы математики, в камерной обстановке молодого театра точно осознаешь, что если сдвиг и произошел, то крайне незначительный и размытый. Просто проблема скрылась за ворохом других бед поколений, которым приходится жить в нелегких условиях постоянного выбора, но не потеряла своей актуальности ни на грамм.

Сюжет пьесы, казалось бы, прост – группа учеников выпускного класса после сдачи экзаменов приходят вечером к учительнице математики Елене Сергеевне под предлогом поздравления с днём рождения. Но истинная цель визита – не выразить любовь и уважение к педагогу, а попытаться получить ключ от заветного сейфа, в котором закрыты экзаменационные работы выпускников – работы, написанные неважно, не в соответствии с требованиями самих «детей». У каждого на такую авантюру есть своя «веская» причина. Когда Елена Сергеевна понимает цель визита учеников, то пытается выставить их за дверь, но, к её удивлению, методов воздействия на подростков у неё уже нет, а они сами не собираются останавливаться для достижения своей цели ни перед чем. Поколения вступают в поединок. Только этот поединок не обозначенная честью дуэль, не непредвзятый, честный суд, в ходе которого определиться истина – это настоящая расправа. Сильного над слабым, добра над злом – притом эти позиции «плавающие», переходят от стороны учеников к стороне учителя и обратно.
«Последний экзамен» на сцене театра «Аффект» — культ не толерантности, и именно это делает спектакль особенным, важным здесь и сейчас. Выбрать ту или иную сторону в абсолюте невозможно: даже школьников, захвативших квартиру бедной учительницы, по каким-то причинам ненавидеть не получается. Они вызывают чувство близкое к отвращению, их поведение ужасно, полностью не соответствует нормам морали. Но вот начальная цель – подмена экзаменационных работ, уже не вызывает чувства ужаса. Возможно, все дело в том, что это деяние – нарушение норм закона, а не морали? Привыкли за годы к нарушению законов, а если оно идёт кому-то во благо, то готовы и вовсе радоваться очередному успеху «робингудства». И в подсознании так и оседает вопрос: а чтобы плохого случилось, отдай учительница им ключ сразу? Может быть, интеллигент-олимпиадник действительно стал бы известным филологом, а сын алкоголика, что «завалил» экзамен не пошел бы по стопам отца? И начинаешь прокручивать множество других вариантов выхода из спорной ситуации, каждый из которых, возможно, привел бы к эффекту лучшему, чем тот, что случился в итоге.
Как и нельзя полностью встать на сторону учительницы – с ней обошлись ужасно, но и она не пыталась сгладить углы принципов учеников, юных и подверженных максимализму, в меру отчаянных и испуганных. В задачу Елены Сергеевны, прописанную ей многолетним опытом, входило исключительно заменить неверные принципы детей своими – либо так, как годами жили мы, либо никак. Для неё нарушение правил – подмена результатов экзамена, действие ужасное, незаконное, лежащее вне рамок её системы жизненного порядка и ради сохранения этого уклада она готова допустить действия ещё более ужасные. При том, что сама она не логична в своей последовательности: учительница рассказывает, что все же помогала, подсказывала на экзамене, взяла подарок от детей и вместе с учениками открыла бутылку шампанского в своём доме на свой день рождения. Так где же проходит граница морали и кем-то установленных правил?
Однако, её принципы, в отличие от принципов детей, человеческие и понятные, она рассуждает о вычитанных и привитых идеалах, о книжных героях и героях реальной жизни, которых уже нет. Она – учитель математики, в пьесе Разумовской предстает героем-романтиком, который противостоит всему прагматизму мира и в этой схватке не уступает. Её понимание нравственности действительно фарисейское, но основанное на верных ценностях, проверенных временем.

«Последний экзамен» — спектакль о системе, даже о системах – разных, но выстроенных по похожим схемам. Режиссер спектакля, Алина Бондарь, взяв пьесу русского драматурга, создала вещь, жёстко выбивающую из зоны комфорта и заставляющую думать. Постановка приятно удивляет мелочами: декорациями, способными сразу же «окунуть» зрителя в атмосферу квартиры советской учительницы, музыкальным сопровождением, следованием канонам пьесы. Обстановка комнаты встречает зрителя неуловимым теплом: небольшой старенький диван, еще совсем советского образца, полированный журнальный столик и лампы с теплым желтым светом, «старорежимный » проигрыватель пластинок, трюмо и черно-белые фотокарточки на стене.
Режиссеру удалось сделать все просто и понятно, взяв за основу сильный материал и преподнеся его зрителю так, чтобы тот сам принял ту или иную сторону – Алина сделала то, что не удалось сделать Эльдару Рязанову в знаменитом фильме по этой же пьесе, где он явно находится в «лагере отцов». В спектакле не стали вдаваться в заигрывания с публикой — говорят прямо, касаясь сложных и неуютных тем. Зла два – и ни одно из них не стоит выбирать.
В «Последнем экзамене» образы героев реальны, а не театральны – таких людей мы можем каждый день встретить на улицах, в подъездах, увидеть их в близких людях. Безусловно, удался дебют на сцене Екатерины Дубовицкой в роли Екатерины Сергеевны – актрисе удалось в полной мере отразить главное — комплекс Антигоны школьной учительницы, её железную волю лишь в условиях яростного сопротивления и мягкость в тепличных условиях – за праздничным столом. А ведь она сыграла персонаж, который еще в момент написания пьесы считался «уходящей натурой» — и насколько он оказался жив, реален в её исполнении на сегодняшний день. Долговязый Дмитрий Негуляев в образе «подпитого» Витьки убедителен, его героя жалко, больше чем других. Именно он предстает в финале неким лучом света в темноте событий этой квартиры, настоящим добром в рамках действий спектакля – не показушным, не заученным, а врожденным. «Мажор» Никита Худяков в образе Володи, Михаил Исаев в образе влюбленного олимпиадника-гуммантирия, Светлана Липилина – запутавшаяся в моральных принципах, испуганная за своё будущее Ляля – каждый из актерского состава «Последнего звонка» подходит к своему образу и вносит в него частичку себя – частичку положительную, отчего после спектакля хочется верить, что на самом деле все еще может быть не так плохо – даже у них, печального «потерянного поколения».

Премьеру театра «Аффект», которая стала одной из первых в нашем городе в новом театральном сезоне, хочется похвалить. Потому что в ней представлено все: неоднозначность образов и предельная психологическая достоверность, хорошая актерская игра и приятные декорации. В «Последнем экзамене» зрителя учат, что нет хороших и плохих, и учат на весомых доводах. Тут нет героев и их масок, не вводят персонаж для поддержания сюжета — это постановка, где есть люди. Люди разные – нелогичные, странные, страшные и отчаянные, со своими историями, такие же, как и в реальной жизни. Тяжелый спектакль, но если Вы готовы задуматься над категоричностью человеческих взглядов и не готовы выбирать из двух зол – Вам стоит купить билет на спектакль.

*Вилка Мортона — (англ. Morton’s Fork — «выбор из двух зол») — выражение (дилемма), описывающее ситуацию выбора между двумя одинаково неприятными альтернативами, или же ситуацию, в котором две ветви рассуждения ведут к одинаково неприятным выводам.